«ЕГО СПАСАЛИ АНГЕЛЫ»

Выставка откроется в Самарском епархиальном музее при поддержке Центра поддержки и развития творческих инициатив им. А.С.Малиновского при СамГТУ. Здесь же состоится научная конференция, которая будет посвящена многообразной творческой деятельности Александра Малиновского — писателя, ученого, изобретателя и производственника, который открыл Журавлева широкой публике.

160 лет назад в селе Утевка Самарской области в семье Журавлевых родился ребенок. Увидев мальчишку, вместо рук и ног у которого были сухие отростки, мать заплакала… и решила — нужно избавиться от малыша. Но думать об этом ей запретил дед.

Маленький калека мог погибнуть еще в детстве: как-то раз, гласит легенда, он с ребятами из села был на реке, и вдруг – с неба спикировал орел, поднял тельце малыша и пытался утащить его. Но будто ангелы помогли — птица выронила ношу, а ребенок не разбился.

Через пару лет, маленький Гриша уже вовсю ползал по двору. Соседи удивлялись: любимой игрушкой малыша была кисть, он рисовал на песке портреты и картины, просто зажимая ее в зубах. А еще Григорий оказался умным и талантливым ребенком: пока был жив дед, он сам возил парня в соседнее село в школу на санях, а потом к мальчику приходил заниматься земский учитель.

И рисовать он стал Того, кто сотворил таким его

В то время никто даже не представлял, какое будущее может быть у немощного Гриши. Но он свой путь в жизни выбрал сам. Больше всего мальчик любил ходить в церковь: стоять перед иконами, подпевать слова молитвы. И однажды, глядя на лик Богородицы, он решил: хочу сам рисовать образа. Какой бы странной ни казалась эта идея для человека, у которого нет рук и ног, Григорий Журавлев взялся ее воплощать.

В газете от 1885 года есть запись, что юноша отправился учиться к известному живописцу Травкину. Он показал ученику основные приемы живописи, Григорий закупил кисти, краски, стол со специальными принадлежностями и начал творить…

Кисть Григорий держал в зубах, сжимая челюсти настолько плотно, что скулы сводило. Чтобы помочь Георгию раскрыть сомкнутый рот после работы, приходилось прикладывать горячие компрессы из полотенец.

Нарисовав первые иконы, Григорий начал дарить их высокопоставленным лицам Самарской губернии. Те охотно принимали дары, и слава о художнике разошлась далеко за пределами Утевки. Работала вся семья: братья мастерили заготовки и доставляли товар. В 1884 году Журавлев рисует Святителя Николая и просит самарского губернатора передать подарок цесаревичу Николаю, будущему Императору.

— Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию, — сохранилась запись из письма Цесаревичу в архиве.

Сейчас эта работа находится в «Эрмитаже» с надписью на обратной стороне «Госнаследие цесаревича».

А потом Григорию достается сложнейший заказ: ему предстояло расписать утевский храм. Калеку подвешивали в люльку, поднимали к потолку, и он работал, забывая о сне и еде. Эти фрески прославили церковь на всю губернию.

Умер художник в 1916 году.

Испытания и путь к чуду

Конечно, жизнь маленького калеки была наполнена сложностями и чудесами.

— Не раз приходилось Григорию заниматься божьим промыслом, чтобы помочь семье, где росли еще пятеро детей, — рассказывает Людмила Чернецова, специалист по туризму и краеведению ДК «МИР» села Утёвка Нефтегорского района. – У Журавлевых сгорел дом. Тогда один предприниматель предложил необычному парню сделку: он построит павильон по типу цирка, там Григорий за деньги будет показывать, как рисует зубами.

Цирк давал возможность сыто жить, но, как только старший сын помог семье оправиться, он сразу возвращается к любимому делу.

Однако участь показывать себя как диво преследовала Журавлева по жизни. Цесаревич Николай в 14 лет получил удивительный подарок, впечатлился и запомнил, — говорит Людмила Чернецова. – Когда Журавлев закончил расписывать храм в честь Святой Троицы, был плох от неимоверно тяжелого труда. Император Николай II приглашает его к себе. Художник воодушевился и поехал в Петербург.

Однако, на обратном пути в Утевку Журавлева похитили и заставили выступать в бродячем цирке — он вновь забавлял любопытных, демонстрируя свой дар, но при этом заработал столько денег, что обеспечил себе свободу и вернулся. Интересно, что ему все-таки удалось сохранить памятный подарок – знаменитый царский альбом, в котором собраны гравюры, выполненные в технике «жесткой руки». Сейчас он хранится в Утевке.

Удивил югославов

Об уникальном живописце мир узнал только в 60-е годы прошлого века. Икону «Кирилла и Мефодия» с надписью «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев» нашел югославский искусствовед Здравко Каймакович, решил, что кисть в зубах – выдумка монахинь. Узнав правду от нашего краеведа Кузьмы Данилова, искусствовед ответил: «Григорий Журавлев — художник не потому, что он был без рук и без ног, а потому, что творения его художественны».

В России (тогда в Советском Союзе) у Журавлева появился собственный летописец. Александр Малиновский узнал его чудесную историю от дедушки, когда был еще совсем маленьким, Рассказы он записал на магнитофон.

— Студентом Малиновский пишет статью о Журавлеве, с трудом находит фотографию Григория и отправляет в «Волжскую коммуну», — рассказывает Людмила Чернецова. — Но, это же 60-е! Материал про иконописца не напечатали. Тогда Малиновский решил: тем более, надо продолжать работу!

Александру удалось найти неизвестные иконы, написать книгу и собрать уникальный музей в Утевке — о своем земляке. Новая «Радостная встреча» — это посмертное издание академика Александра Малиновского об удивительном иконописце Георгии Журавлеве из села Утевка Нефтегорского района губернии.

Загадка «Утёвской мадонны»

Григорий Журавлев написал еще одну необычную картину — Александр Малиновский называет ее «Утёвской мадонной»: «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие темные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но все же она воспринимается как икона».

Малиновский усматривает в этом портрете «слияние канонизированного и простого» — и в этом, по мнению Александра Станиславовича, «позиция обостренно чувствующей жизнь души».

Последней известной владелицей «Утёвской мадонны» была жительница села Утёвка Александра Подусова. Она рассказывала, что очень любила эту картину-икону, берегла как семейную реликвию.

Александра Подусова помнила, как ее родственники заказывали «Мадонну» Григорию Журавлеву — ей было тогда 6 лет, она запомнила разговор взрослых.

Где и у кого сейчас хранится «Утёвская мадонна», неизвестно. Есть лишь черно-белый снимок, сделанный академиком Малиновским еще в юности.

По материалам «Комсомольской правды» и ВОЛГА НЬЮС

Материал взят с сайта: http://pravoslavie-tlt.ru/%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8B/